Департамент животноводства и племенного дела Минсельхоза России (далее Депживотноводство) направляет протокол совещания по вопросу обращения с навозом и пометом, образованными от сельскохозяйственных животных, состоявшегося 7 августа 2025 г.
Также Депживотноводство дополнительно информирует о том, что в соответствии с действующими нормами законодательства по решению собственника навоз и помет необходимо оформить в качестве побочных продуктов животноводства (далее ППЖ), отходов производства и потребления, побочных продуктов производства (далее ППП) или агрохимикатов. В случае, если собственник никак не оформил образующийся у него навоз и помет, они по умолчанию относятся к отходам и подпадают под регулирование Федерального закона от 24 июня 1998 г. 89-ФЗ Об отходах производства и потребления (далее Закон 89-ФЗ). Надзор за выполнением требований по обращению с отходами производства и ППП осуществляется Росприроднадзором и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Виды отходов, находящихся в обращении в Российской Федерации и подлежащих регулированию в соответствии с нормами Закона 89-ФЗ включены в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 г. 242 (далее ФККО). МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Минсельхоз России) ДЕПАРТАМЕНТ ЖИВОТНОВОДСТВА И ПЛЕМЕННОГО ДЕЛА (Депживотноводство)
В соответствии с ФККО к подтипу Отходы животноводства с кодом 1 12 000 00 00 0 относятся отходы III V классов опасности, в том числе разные виды отходов навоза и помета. Законодательство об отходах производства и потребления обязывает аграриев оформлять паспорта отходов, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, лицензии на обращение с отходами, проводить государственную экологическую экспертизу технологии утилизации отходов, регистрировать навозохранилища в качестве объектов размещения отходов в государственном реестре объектов размещения отходов и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду за образующиеся отходы. Более того, внесение навоза и помета в статусе отходов в почву не допускается и может расцениваться как размещение отходов в непредназначенном для этого месте, за что законодательством Российской Федерации предусмотрены соответствующие санкции. Отнесение навоза и помета к ППП должно осуществляться в соответствии с требованиями статьи 51.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. 7-ФЗ Об охране окружающей среды (далее Закон 7-ФЗ), при этом юридические лица, индивидуальные предприниматели, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются не являющиеся продукцией производства вещества и (или) предметы, самостоятельно осуществляют их отнесение к отходам либо ППП вне зависимости от факта включения таких веществ и (или) предметов в ФККО, за исключением случая, предусмотренного пунктом 10 статьи 51.1 Закона 7-ФЗ. Правовые основы обеспечения безопасного обращения с пестицидами, в том числе с их действующими веществами, а также агрохимикатами в целях охраны здоровья людей и окружающей среды в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 19 июля 1997 г. 109-ФЗ О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами (далее Закон 109-ФЗ). В соответствии с Законом 109-ФЗ агрохимикаты удобрения (минеральные, органические, органо-минеральные, микробиологические), химические мелиоранты, предназначенные для питания растений и регулирования плодородия земель (почв). Федеральный государственный контроль (надзор) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами осуществляет Россельхознадзор. Согласно статье 3 Закона 109-ФЗ не допускается оборот агрохимикатов, которые не внесены в Государственный каталог пестицидов 3 и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации (далее Государственный каталог). Навоз и помет, оформленные в качестве отходов производства и потребления или ППП, не могут использоваться для повышения плодородия земель без их внесения в Государственный каталог в качестве агрохимиката. С 1 марта 2023 года вступил в силу Федеральный закон от 14 июля 2022 г. 248-ФЗ О побочных продуктах животноводства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее Закон 248-ФЗ). ППЖ это вещества, образуемые при содержании сельскохозяйственных животных, включая навоз, помет, подстилку, стоки, и используемые в сельскохозяйственном производстве. ППЖ являются продукцией и не относятся к отходам производства и потребления. Надзор за выполнением требований по обращению с ППЖ осуществляется Россельхознадзором. Использование ППЖ предусмотрено только путем внесения обработанных, переработанных ППЖ в почву для обеспечения воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения. При этом обращение с ППЖ, в том числе их использование, допускается без их регистрации в Государственном каталоге в качестве агрохимиката. В требованиях к обращению ППЖ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 г. 1940 (далее Требования), установлены обязательные правила при хранении, обработке, переработке, транспортировке, реализации и использовании ППЖ и нормативы содержания в обработанных, переработанных ППЖ токсичных элементов, пестицидов, патогенных и болезнетворных микроорганизмов и паразитов. Согласно статье 5 Закона 248-ФЗ правом относить вещества, образуемые при содержании сельскохозяйственных животных, к ППЖ наделены юридические лица, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства без образования юридического лица, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции. Отнесения навоза и помета к ППЖ осуществляется в соответствии с порядком, сроками и формой направления уведомления об отнесении веществ, образуемых при содержании сельскохозяйственных животных, к ППЖ, утвержденными приказом Минсельхоза России от 7 октября 2022 г. 671.
Дополнительная информация о ППЖ размещена на официальном сайте Россельхознадзора:
https://fsvps.gov.ru/pobochnye-produkty-zhivotnovodstva/.
Таким образом, Закон 248-ФЗ является специальным и альтернативным, а также комплексно и самостоятельно регулирует предусмотренные в нем отношения. Выбор регулируемого законодательства принадлежит собственнику животных и птицы. Выбор регулирования обращения с навозом и пометом в соответствии с Законом 248-ФЗ и его подзаконными актами реализуется посредством ежегодного направления уведомления в территориальное управление Россельхознадзора по месту образования ППЖ.
Последние новости
Читайте новый номер газеты «Сердобские новости» Уважаемые жители города! Сегодня, 24 декабря, вышел свежий номер районной газеты Сердобские новости. На его страницах информация о том, как прошло торжественное мероприятие, посвященное Дню
энергетика, об ежегодной выставке Россия едина
Литературно-игровой час «Путешествие по зимним сказкам» 23 декабря в библиотеке 2 для учеников 2 класса МОУ СОШ 9 прошел литературно-игровой час Путешествие по зимним сказкам. Юные гости стали не просто зрителями, а главными участниками волшебной истории по мотивам сказки В. Сутеева Ёлка, которую для
Льготное кредитование для пензенского бизнеса У пензенских предприятий, закупающих и планирующих приобретать технику и оборудование, производимые на территории Республики Беларусь, появилась возможность воспользоваться программой льготного кредитования, реализуемой ОАО Банк развития
О запрете на продажу и использование пиротехники Администрация города Сердобска информирует о том, что Указом Губернатора Пензенской области от 07.03.2023 21 (ред. от 02.04.2025 г.) определён запрет на продажу пиротехнических изделий с 20 декабря по 9 января для всех жителей Пензенской области,
Пензенцы могут записаться к врачу через МАХ Жители Пензенской области получили еще один удобный и быстрый способ записи к врачу. Министерство здравоохранения региона запустило в национальном мессенджере МАХ специальный чат-бот Моё здоровье Пенза, который позволяет записаться на прием