Смысл потребительской кооперации полностью противоположен понятию "колхоз". Каждый член кооператива, являющийся сельхозтоваропроизводителем, занимается собственным хозяйством самостоятельно. Основной цикл производства остается за собственником и не нужно бояться, что кто-то будет чего-то указывать или, тем более, отбирать. Но в итоге, член кооператива должен поставить в кооператив товар, качество которого будет соответствовать требованиям, предъявляемым внутренним регламентом. Например, экспортируемый мед должен быть определенного ботанического происхождения, соответствовать российскому ГОСТу, а также соответствовать требованиям к пищевым продуктам страны покупателя (например, Китая, Польши, Канады и т.п.). Пчелосемьи, предоставляемые для опыления полей, должны иметь определенный объем пчелы (количество обсиживаемых улочек). Во сколько пчеловод встает утром, что он ест на завтрак, с какой стороны подходит к улью и какой формат рамок предпочитает дело хозяйское, то есть личное и кооператива не касающееся.
Отраслевые потребительские сельскохозяйственные кооперативы
СПоК призван заменить собой посредника между членами кооператива и другими лицами: покупателями сельхозпродукции, производителями товаров или услуг, наемными работниками. Вся прибыль, которую берет себе посредник (а порой это очень большие деньги), должна при помощи кооперации остаться у сельхозпроизводителя.
То есть цель создания СПоК заключается в увеличении прибыли его членов за счет исключения посредников. этого можно добиться двумя путями: за счет увеличения доходов и/или за счет снижения расходов. Обычно эти параметры измеряют в денежном выражении, но эффект может быть достигнут и другим способом. Например, если пчеловод после вступления в кооператив сохранил неизменной свою прибыль, но при этом повысил производительность своего труда, например за счет применения транспорта или оборудования, принадлежащего кооперативу в качестве совместной собственности, то это тоже достижение.
Согласно пп. 3-6 ст. 4 ФЗ 193, все СПоК можно разделить на 4 категории:
перерабатывающие, занимающиеся переработкой продукции;
сбытовые, осуществляющие продажу продукции и необходимые для этого мероприятия (фасовка, упаковка, транспортировка, заключение сделок и т.д.);
снабженческие, осуществляющие закуп товаров, необходимых для производства сельхозпродукции;
обслуживающие, осуществляющие разного рода работы и услуги для членов кооператива (например, осуществляющие контроль качества меда).
Для пчеловодов подходят все 4 категории кооперации, причем они вполне органично могут сочетаться в одном кооперативе. Согласно п. 14 ст. 4 ФЗ 193 кооператив обязан указать в названии основную цель своей деятельности, хотя бы одну. В современных реалиях для пчеловодов чаще всего актуальны сбытовые услуги, затем снабженческие. В этом случае, СПоК должен иметь примерно такое название: сельскохозяйственный потребительский снабженческо-сбытовой кооператив "Название".
Зачем нужен кооператив пчеловодам
СПоК должен объединять граждан и юридических лиц, у которых есть общие потребности, которые трудно удовлетворить самостоятельно. Если один пчеловод специализируется на гречишном меде, второй на дягилевом, третий на опылении, а четвертый на медовухе, то им нет большого смысла объединяться для реализации товара.
Самая актуальная сбытовая проблема набрать нужный объем однородной продукции необходимого качества. Не секрет, что крупнооптовая закупочная цена на мед выше, чем мелкооптовая. Поэтому процветает класс перекупщиков, которые закупают мед у пчеловодов, формируют крупные партии и перепродают его в торговые сети или за рубеж. Это не самая простая работа, но она достаточно прибыльна и кооперация способна перенаправить эту прибыль от перекупщика к производителю.
Также кооперативам проще организовать розничную торговлю. Один пчеловод, производящий небольшое количество меда двух-трех видов не будет иметь успех по сравнению с ушлыми перекупщиками. К тому же часто у него нет нужной торговой квалификации, да и времени. Создание собственных магазинов или работа с уже существующими мелкими торговыми точками или сетями гораздо проще, когда у тебя есть объем и ассортимент.
Кооператив может успешно продвигать товар. Регистрация торгового знака, разработка дизайна продукции, наличие ассортимента, создание и ведение страниц в соцсетях, проведение рекламной компании и т.п. требуют времени и финансовых затрат, которых у отдельного пчеловода может не хватить. Создание пчеловодами общего сайта является наиболее перспективным и менее затратным способом реализации своей продукции на внутреннем рынке.
Кроме продаж сельхозпродукции, пчеловоды могут совместно производить другие товары, например, маток или пчелопакеты. В настоящее время существует большой спрос на эту продукцию в таких регионах как (Новосибирской, Омской, Томской и Кемеровской областях). Доставка туда небольших (5 20 штук) партий пчелопакетов оказывается нерентабельной. Кооперация позволит подготавливать большие партии до нескольких тысяч пчелопакетов, в результате чего доля транспортных затрат на их доставку в общей стоимости одного пчелопакета существенно снизится.
Такая же ситуация с опылением энтомофильных культур. Уже сейчас появились фермеры готовые платить за выставленные на их полях пчелосемьи. Но они не желают работать с пчеловодами, имеющими небольшие пасеки. А при большом объеме предлагаемых пчелиных семей, фермеры готовы предоставить площадки для размещения пасек, оказать помощь в перевозке пчел, использовать малотоксичные препараты при химической обработке полей.
Другая очень важная, но мало используемая возможность кооператива осуществление оптовых закупок по ценам, значительно ниже розничных. Пензенским пчеловодам выгодно закупать:
Маток. При объеме от 1000 штук гораздо проще договориться о ранних плодных матках, поставляемых из Краснодарского края и других южных районов России.
Улья и рамочные детали. Разница иногда доходит до 30%.
Строительные материалы. Обычно это пиломатериал и металл, предназначенные для изготовления ульев или для строительства и ремонта хозяйственных построек.
Инвентарь и специфические товары. Та же проволока-нержавейка оптом стоит вдвое дешевле, чем в розницу.
Лично у меня есть положительный опыт такой кооперации (без образования юридического лица) с другими пчеловодами по совместному закупу:
- куботейнеров
- нержавеющей проволоки для рамок
- пчелиных маток
- лекарственных препаратов
Также в российской практике недостаточно используется возможность организации услуг для пчеловодов. Как правило, необходимым условием успешности такого вида деятельности является географическая близость расположения пасек, принадлежащих членам кооператива.
Если спросить среднестатистического пчеловода о том, какие работы на пасеке отнимают очень много времени и при этом не требует квалификации, то многие назовут: перевозку пчел и откачку меда. Эти работы являются, во-первых, трудоемкими, а во-вторых, не требующих высокой квалификации. Мне известно не мало примеров объединения пчеловодов для перевозки пчел на кочевку или по постановке пчел в зимовник осенью и выставке из него весной.
Возможно, некоторые пчеловоды, владеющие пасеками в 50 100 пчелосемей хотели бы приобрести высокопроизводительное оборудование для откачки меда, но не располагают достаточной суммой средств для этого. Решить эту проблему помогла бы кооперация. Сообща можно не только приобрести соответствующее оборудование, но и построить или арендовать помещение, удовлетворяющее всем санитарным нормам для работы с пищевыми продуктами. В этом помещении можно организовать не только откачку, но и фасовку меда. При кооперации в этом уже будет смысл, а распределенные затраты не станут обременительны.
При оптовых продажах обычно возникает задача получения однородной партии, для чего необходимо провести гомогенизацию меда. В первую очередь нужно определиться с его объемом, то есть с размером минимальной партии. Для продажи меда в другие страны вес отправляемого контейнера обычно равен 20 - 24 тонны. Гомогенизатор российского производства такого объема будет стоить не менее 3 миллионов рублей без дополнительных опций. Цена аналогичного оборудования зарубежных производителей, например HPL 22000 от словацкой Normit, намного выше.
Также кооператив способен взять на себя функцию фасовочного цеха, если реализацию меда будет решено делать через торговые сети в виде конечного продукта баночек с медом. Оборудование полного цикла фасовки стоит дорого. Кроме того, значительные затраты потребуются на аттестацию производства на соответствие всем правилам СанПиН и ХАССП.
Кооператив может помочь пчеловодам в переработке воска, изготовлении вощины. Не секрет, что наиболее эффективным способом получения воска из воскового сырья является использование центрифуги. Ее стоимость осилит не каждый пчеловод. Кроме того, не все имеют технические помещения, позволяющие заняться перетопкой воска в зимнее время, поэтому чаще всего приходится отвлекаться на этот процесс летом, когда каждая минута дорога для работы с пчелами на пасеке. При производстве вощины, требуется дополнительное дорогостоящее оборудование, предназначенное как непосредственно для ее изготовления, так и для подготовки воска, включающей его дегидратацию и стерилизацию, что в свою очередь занимает немало времени.
Кооператив может решить проблему складирования сельхозпродукции в удобном для реализации месте. Это может быть здание поблизости от транспортной компании, что будет удобно тем пчеловодам, кто живет в небольших населенных пунктах, где в лучшем случае есть отделение Почты России. Организация общего столярного цеха с приобретением высокопроизводительного профессионального оборудования тоже может облегчить жизнь. Сейчас большинство пчеловодов либо покупают готовые улья и рамочные детали, либо изготавливают их самостоятельно в зимнее время. При этом, как правило используется малопроизводительное оборудование, изготовление инвентаря на котором занимает много времени.
В кооператив можно нанять работников, которые могут работать не только на кооператив, но и на его участников. Прежде всего, это бухгалтер. Так как налогообложение кооператива не самое простое и будет связано с финансовыми документами его членов, то здесь все должно быть четко отлажено. Опыт других сельскохозяйственных кооперативов показал эффективность привлечения наемных работников для выполнения определенных задач.
Как правило, кооператив начинается с какой-либо одной общей идеи, а затем, при наличии согласия его членов, может развиться, расширив круг решаемых задач.