Администрация Сердобского района доводит до сведения сельхозтоваропроизводителей, что 14 июля 2022 г. опубликован закон о побочных продуктах животноводства (далее Закон 248-ФЗ), который позволяет выводить навоз и помет из-под действия федерального закона Об отходах производства и потребления, а также определяет правовые основы обращения с побочными продуктами животноводства.
Закон 248-ФЗ вступил в силу с 1 марта 2023 г.
К побочным продуктам животноводства отнесены вещества, образуемые при содержании сельскохозяйственных животных и используемые в сельскохозяйственном производстве, включая навоз, помет, подстилку, стоки.
Из Пояснительной записки к законопроекту следует, что закон направлен на улучшение правового положения производителей сельхозпродукции. Последние сталкиваются с проблемой неоднозначного толкования законодательства об отходах производства и потребления применительно к побочным продуктам животноводства, а также с проблемой реализации и использования указанных побочных продуктов животноводства.
В соответствии со сложившейся правоприменительной практикой продукты жизнедеятельности сельскохозяйственных животных рассматриваются как отходы производства и потребления. В связи с этим сельскохозяйственным товаропроизводителям необходимо получать лицензию на деятельность по обращению с отходами, оформлять паспорта отходов, разрабатывать проекты нормативов образования и лимитов на их размещение, вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду (далее НВОС). Закон 248 изменяет эту ситуацию, позволяя признавать навоз, помет, подстилку и т. д. не отходами производства и потребления, а побочными продуктами животноводства, к которым не будут применяться вышеизложенные требования.
Правовой режим побочных продуктов животноводства
Установлено, что побочные продукты животноводства не являются отходами. Тем не менее, они могут быть признаны отходами в случае нарушения требований к обращению побочных продуктов животноводства, перечень которых будет установлен Правительством РФ.
Датой признания побочных продуктов животноводства отходами является дата вступления в законную силу акта, составленного по результатам контрольного (надзорного) мероприятия, в ходе которого выявлены соответствующие нарушения.
Побочные продукты животноводства, очевидно, относятся к побочным продуктам производства, обращение с которыми урегулировано Федеральным законом от 14.07.2022 268-ФЗ, о котором мы рассказывали ранее. Вероятнее всего, в правоприменительной практике указанный закон и Закон 248-ФЗ будут соотноситься как общий и специальный.
Отнесение веществ к побочным продуктам животноводства
Сельскохозяйственные производители самостоятельно относят вещества, образуемые при содержании сельскохозяйственных животных, к побочным продуктам животноводства или отходам независимо от факта включения таких веществ в Федеральный классификационный каталог отходов.
О принятом решении необходимо сообщить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) в сфере ветеринарии и в сфере земельного надзора, указав:
объемы побочных продуктов животноводства;
дату образования побочных продуктов животноводства;
планируемые сроки использования побочных продуктов животноводства в производстве;
сведения о передаче побочных продуктов животноводства иным лицам;
сведения о результатах использования или передачи побочных продуктов животноводства.
Порядок и сроки соответствующих уведомлений будут дополнительно установлены подзаконным нормативно-правовым актом.
Учет, хранение и передача побочных продуктов животноводства
Собственники побочных продуктов животноводства осуществляют учет побочных продуктов животноводства отдельно от учета основной продукции и отходов.
Хранение побочных продуктов животноводства до их обработки, переработки допускается только на специализированных площадках, которые не являются объектами размещения отходов и не подлежат включению в государственный реестр объектов размещения отходов.
Передача побочных продуктов животноводства допускается только сельскохозяйственным производителям.
Прочие требования к обращению побочных продуктов животноводства должны быть установлены Правительством РФ.
Контролирующий орган
Контроль за обращением побочных продуктов животноводства будет осуществляться в рамках федерального государственного ветеринарного контроля (надзора) и земельного контроля (надзора).
Из указанных положений Закона 248-ФЗ следует, что Росприроднадзор не будет осуществлять контроль (надзор) за размещением побочных продуктов животноводства. Стоит напомнить о жесткой позиции ведомства, которое требовало от сельскохозяйственных производителей соблюдения федеральных законов Об отходах производства и потребления и Об охране окружающей среды при размещении в частности помета и навоза и наказывало их за нарушения.